Терминология казачества

Атаман – с древнетюркского переводится буквально как «отец мужчин». То есть: «ата» - отец, «ман» - мужчина. Атаманы в войсках назывались войсковыми (с 1723 года – наказными, то есть назначенными, с 1738 года – вновь войсковыми) и походными. Атаманы возглавляли административно-территориальные единицы: округа (в Донском, Кубанском, Терском, Амурском, и Уссурийском казачьих войсках – отделы). Атаманы были также станичные, хуторские, поселковые (в уральском казачьем войске) и полковые (у сибирских городовых казаков).

Августейший Атаман всех Казачьих войск – почтенное звание, присваивавшееся с 1827 года наследнику-цесаревичу до его вступления на престол, или члену царствующей семьи Романовых. Это звание носили великие князья: Александр Николаевич (1827-1855), Николай Александрович (1855-1865), Александр Александрович (1865-1881), Николай Александрович (1881-1894), Георгий Александрович(1894-1899), Михаил Александрович (1899-1904), Алексей Николаевич(1914-1918).

Знамя – символ войскового (и полкового) объединения. Хранилось в Войсковом храме и выносилось в особо важных случаях (праздник, поход, присяга и похороны атамана);

Клейноды – войсковые знаки отличия  (знамена, бунчуки, трубы, литавры и т.д.) и символы атаманской или гетманской власти  (булавы, палицы, перначи);

ЛАВА – боевой порядок и способ тактических действий в конном рассыпном строю; применялся главным образом для охвата неприятеля с флангов и тыла;

Лампас – цветная нашивка (полоса) на боковом шве казачьих шаровар (брюк). Символизирует принадлежность к войсковому сословию, а цвет указывает принадлежность к войску. Совпадает по цвету с околышем фуражки. 

Символ казачьей независимости (вроде личного флага). Интересно, что лампасы в виде кожаной полосы носили скифы и бродники на своих шароварах. У разных казачьих Войск цвет лампасов отличался ( у донцов – красный, у уральцев – голубой, у забайкальцев – желтый);

Майдан – площадь в центре казачьей станицы, где находилось станичное правление, церковь, рынок, различные административные здания. На майдане собирался казачий круг;

Маяк – у казаков наблюдательная вышка для часового, с которой в случае тревоги подавался условный сигнал. Был широко распространен на Кавказской укрепленной пограничной линии (по Кубани и Тереку) и у запорожцев

Медаль – личный знак атамана. Носилась на шее, на ленте или цепи. На лицевой стороне надпись – «Атаман станицы (Войска)» и государственный герб или портрет государя. На обороте – имя атамана. По окончанию срока оставалась атаману на память;

Надел – участок земли, выделенный казаку из станичного (юртового) земельного фонда при достижении им 16-летнего возраста;

Намет – казачье название галопа, самого быстрого скачкообразного движения лошади;

Насека – посох с металлическим навершием, на котором первоначально насекались имена атаманов. Символ гражданской власти атаманов всех степеней;

Пай – часть, доля станичной (юртовой) земли, приходящаяся на одного казака. В войсках и станицах был различен по размерам в зависимости от имеемого земельного фонда;

Печать – на рукояти или перстне, вручалась атаману при выборах. Ею скреплялись все документы;

Пика – холодное колющее оружие, разновидность длинного копья. Размеры пик в казачьих войсках колебались от 3,1 до 3,4 м, вес достигал 2 кг и более. Имела стальной наконечник;

Присяга – торжественное обещание (клятва верности), приносимая каждым казаком перед Верой, Царем и Отечеством. При принятии присяги казаки целовали крест и клялись перед казачьим обществом выполнять данные обязательства;

Сабля – рубящее или рубяще-колющее холодное оружие. Общая длина сабли достигала 1,1 м, вес с металлическими ножнами – до 2,3 кг. В казачьих войсках в 1881 году была заменена шашками, как более удобным видом оружия;

Шашка – холодное оружие, символ всех прав у казака. Длина – 0,7 – 0,9 м, ширина до 40 мм, вес с ножнами до 1,2 кг. Однолезвийный клинок небольшой кривизны с обоюдоострым концом. Вручалась казаку в 17 лет стариками (без темляка). В 21 год, при отправке на службу казак получал погоны, кокарду и темляк. Шашка хранилась дома на видном месте (на ковре), передавалась от деда к внуку. Если в роду не оставалось наследников, - мужчин,- шашка ломалась и укладывалась в гроб последнему умершему.